4 мая 2011 г.

Я люблю... егэ!

Не знаю, как по другим школьным предметам, а егэ по русскому – это лучшая форма выпускного испытания.
Знаю, что не все любители посудачить или повыражать недовольство имеют представление о содержании экзамена. Тем более не все открыли тренировочный вариант егэ и попробовали его прорешать. А что такого? Три часа – и все ясно. Сдал на 5, болтай дальше. Нарешал на меньше – иа-иа!
Русский язык – родной язык.
Сдать его удовлетворительно носитель языка должен может без труда. Конечно, требуются понимание конкретных элементов дисциплины. Естественно, это же выпускной экзамен!
Нужно как минимум одиноко жить в дремучем лесу лет десять, чтобы в 17 лет сдать егэ на негодный балл. Уточню, что количество несправившихся с заданиями егэ (около 6%) практически одинаково всегда, независимо от формы выпускного экзамена. Так было и до егэ. И будет послеJ
Ученические аргументы ЗА егэ по русскому языку
  1. Умные задания
В первой части три десятка вопросов, мудро составленных. Угадать правильный ответ в каждом конкретном задании можно, если ошибешься один раз. Если два раза, то конечный ответ в задании будет неверным.
Переведем на цифры: допустимо незнание\непонимание 25% данной темы (орфограммы\пунктограммы). Ну не может среднестатистический человек помнить или понимать всё-всё-всё! А вот 50% тупизны ошибочности – это незнание.
Не знаешь вообще ничего, угадать можно случайно. Только стоит учесть процент угадывания 30 раз подрядJ
  1. Оптимальный объем проверки знаний-умений-навыков
Есть задания по всем основным разделам языка. Они исключительно практические. Требуют тех знаний-умений-навыков, которые нужны для грамотного озвучивания и написания мыслей. Выполнение заданий основывается на понимании процессов языка и речи – не надо зубрить правила. Их, кстати, вообще никогда не надо не зубрить и даже учитьJ
  1. Можно распорядиться не только памятью, но и соображением, кругозором, начитанностью и другими талантами.
Наблюдаем естественное и парадоксальное расслоение учеников на думающих самостоятельно (чаще всего они умеют выражать свои мысли) и остальных (которым выражать нечего). Исхожу из постулата, что если мысли есть, они обязательно выразятся.
Здесь нужно сказать о задании части С. Это сочинение-рассуждение по проблеме данного текста. Оно позволяет рассуждать, то есть использовать логику, чем 11-классники не обделены (ну, не всеJ)
Учительские аргументы ЗА егэ по русскому
4. Объективность оценки
тот, кто учил, не должен оценивать. Единый экзамен значительно уравнивает шансы учащихся сдать его на свою оценку, исключая расположение\нерасположение учителя к каждому конкетному ученику. Ой, как это важно в наших школах, где оценка по поведению заменяет факт понимания предмета.
5. Результат егэ дает близкую к объективной картину о качестве преподавания языка (и состоянии образования). Этот пункт дожен быть интересен учителю русского языка, потому что позволяет отследить с точностью до 100% степень усвоения отдельных конкретных тем каждым учеником и всем классом. Анализ такой нужен исключительно для работы над собственными ошибками. Хотя проще сказать, что современная молодежь тупая. Других слов я не слышала.
6. Поднимает ответственность учителя за результат своей деятельности. Вытекает из предыдущего.
Обратная сторона процесса
Учителя настолько боятся этой ответственности, что тестирование стало основной формой проверки знаний и нередко единственной формой закрепления знаний. «Одни тесты уже на русском!» – говорят 5-классники. «Нынешним выпускникам не повезло: они поздно узнали о егэ и мы не успели их подготовить» (!) – говорят учителя.
Что-то к выпускному сочинению раньше не готовили! Опять же надо вспомнить, что проверяли сами преподаватели, имея в арсенале 10-20 ручек с синими стержнями разной толщины и оттенков. Зачем, спросите? J
А устный экзамен по русскому? Пародия. Учишь ответы на половину вопросов, пока их пишешь во время подготовки – что-то же попадется. Второй вопрос игнорируешь, не отвечаешь или «что-нибудь очень бойко». Практическое задание можно сделать с закрытыми глазами. В сумме четверка. Затрат – сутки, пользы – …
Учиться 10 лет, чтобы отэкзаменоваться за 10 устных + 20 письменных минут? Без соревновательного духа? Какой мотив? «Уметь правильно написать заявление»?

Я люблю русский язык, язык моих мыслей, памяти рода и общения. Я люблю русский язык как путь освоения себя, мира и своего места в нем.
В школе терпеть его не могла из-за отсутствия преподавания закономерностей в языке, скучнейшие уроки, полную незаинтересованность учителя в моем развитии и т.д. Из-за чего еще – я поняла, когда изучала педагогику, методику преподавания языка и опыт передовых учителей, которые существуют в отдельных экземплярах.
Я люблю егэ по русскому: он (как и сама жизнь) требует понимания речи, выявления главной мысли высказывания и приемов ее подачи. Не менее сложное и важное умение – высказать отношение к данной идее и аргументированно выдать собственную мысль.
Умение думать, думать самостоятельно – вот что сканируется на экзамене по русскому, вот чего боятся. Вспомните, учат этому на уроках русского языка?
Везет современным детям! Они сдают адекватный экзамен по конкретным практическим умениям. Реальный экзамен на зрелость!
О том, как правильно бояться экзамена, и о тактике 3-часового боя с русским языком на егэ
читайте в следующем посте.

19 комментариев:

  1. Оля - это что-то новенькое: тот, кто учил, не должен оценивать...

    не знаю-не знаю... но это мне начинает нравится. главное, чтоб сам проверяющий адекват был.

    Но в том-то и дело, что если, к примеру, я учу нумерологии, а именно позитивной нумерологии и привношу в науку что-то свое, то проверяющий нумеролог может быть научен совершенно по другому и он скажет что "неправильно тебя научили".

    Кстати, как-то общалась я с таким вершителем судеб, говорит про свою ученицу: она не доучилась и теперь неквалифицированно консультирует. Представь!

    Так что надо еще адекватных учителей иметь для начала :)))))

    ОтветитьУдалить
  2. Людмила, здесь имеется в виду выпускной, итоговый или квалификационный экзамен. Кому, как не тебе, знать, что собирается комиссия. А егэ, к счастью, проверяют даже вовсе не в школе. Интриги и вражда амбиций в школьных приемных комиссиях - вообще отдельный вопрос.

    В обучении государственному языку, в отличие от нумерологии:), есть стандарт, привнести "что-то свое" в содержание школьного предмета можно лишь из целесообразности и все равно в рамках науки.

    А учителя есть разные:) Если говорить про русский язык, то содержание программ устарело, подход к языку устарел, ну и учителя устаревают:,а экзамен прогрессивный.

    ОтветитьУдалить
  3. Согласна с главным аргументом - интриги и закулисные терки родителей совершенно теперь бесполезны. Но. Наших детишек тоже перевели на тестовый вариант оценки знаний (называется это как не знаю, типа государственных тестов по всем предметам). С первого класса дети мусолят тесты. Сомнительно, что вариации не повторяются. Так с какого момента это перестанет быть стимулом к думанию самовыраженческому, и превратится в зубрежку стандартных форм, типа экзамена на правила дорожного движения?
    Сорри, за риторический вопрос из-за рубежа, так сказать, во всех смыслах :)

    ОтветитьУдалить
  4. Марианна, совершенно согласна с тем, что тесты заполоняют учебный процесс. Это перегиб по поговорке "заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет".

    Я говорю исключительно об итоговом экзамене по русскому. Это оптимальная форма экзамена. А тестов как таковых там только 1 часть. И выучить их так, как для экзамена на водительские права, невозможно.

    Важно только качество обучения и учения. А на тестах, известно, учиться невозможно. Это дрессировка, в нее превращается почему-то вся учеба прямо с детского сада.

    Тестовая оценка знаний? Не могу сообразить, в каком школьном предмете вообще может быть применена... Благо, в физкультуре ее не вводят. Или уже?

    ОтветитьУдалить
  5. Стимул к думанию и стремление к самовыражению заложен вообще в самом языке. Эти способности развиваются на уроках в течение лет. Ну уж точно не ради одного экзамена. Так что мысль возвращается к учителям. Они выбирают для себя идти ли стадно в системе или при всех трудностях по призванию способствовать становлению человека.

    ОтветитьУдалить
  6. Оля, уверена, что у тебя на уроках точно все развиваются. Ты даже с задними партами знаешь, как разобраться, чтобы развиватеельные процессы не застопорились в художественном самовыражении!
    Респект тебе, от бывшей отличницы, любившей задние парты :)))

    ОтветитьУдалить
  7. Ольга Воронина6 мая 2011 г. в 00:00

    Марианна, ну грех мне теперь тут же не признаться (хотела это сделать на странице "О себе" - только она никак не сочиняется). Я не работаю в школе - не беруть:) Остается репетиторство и кружок русского языка, а пророчили такую карьеру!:) Греют душу результаты и отзывы учеников.

    Так что обменяемся респектами как бывшие отличницы, любившие задние парты!

    ОтветитьУдалить
  8. Репетиторство по русскому и любовь к ЕГЭ - это очень хорошо согласуется.
    Нет, не могу я поверить, что это прогрессивная форма проверки знаний, потому что практика показывает общее падение уровня грамотности.

    ОтветитьУдалить
  9. Ольга Воронина6 мая 2011 г. в 23:23

    Светлана, приветствую!

    Понимаю Вашу иронию про репетиторство и егэ. Репетитором я стала задооолго до введения егэ. А любовь к экзамену... я вообще люблю экзамены. А егэ по русскому (не знаю, как по другим предметам) - самая полноценная форма экзамена, по м о е м у опыту сдачи сотни всяких.

    Грамотность падает из-за самого обучения (устаревшей методики, в частности), а проверка - это просто проверка. Если каша сварена невкусная, то какая разница, каким способом это проверить - дело ж не в дегустации, а в составе\варке. Правильно?

    ОтветитьУдалить
  10. Оля, вот так откровение! Еще и "не беруть", ешкин кот! Ты в каком царстве живешь, что так относятся к умно-думающим педагогам?
    Ну, да "не беруть" - им же хуже! Рада, что ты нашла применение своим талантам в альтернативном варианте.

    ОтветитьУдалить
  11. Ольга Воронина9 мая 2011 г. в 00:12

    Марианна, я сначала оч переживала. Потом перестала. Конечно, альтернатива есть... Как, например, разбитую посуду (в Италии, кажется) не выбрасывают, а относят в огород и садят в нее цветы:) красиво и оригинально, но не то... А впрочем, еще много жизни впереди:) Спасибо за поддержку, подруга)

    ОтветитьУдалить
  12. Ольга, здравствуйте :) Вы в комментариях сказали, что уровень знаний у детей падает из-за устаревших методик преподавания. Почему так происходит? Почему один и тот же способ обучения 20 лет назад давал хорошие результаты, а сегодня не работает?

    ОтветитьУдалить
  13. Светлана, он не давал хороших результатов 15-20 лет назад.

    Сейчас тем выпускникам 32-37 лет. Это средний возраст активных людей, средний возраст блогеров и других интернетчиков, например. Мы же грамотность "всеобщую" оцениваем в сети и в телевизоре. А раньше не могли ее заценить: информационное поле общения было несравнимо меньше.

    Так, кстати, принято говорить, что раньше было лучше. Что тогда, что сейчас - грамотность далека от идеала. Но особого ухудшения нет.

    Вопрос необходимости изменения методики в другом: меняется поток и содержание информации, роль учителя и возрастает значимость роли языка. В школе "проходят правила", а не учатся понимать речь и пользоваться родным языком, согласитесь.

    ОтветитьУдалить
  14. Русский язык - один самых моих любимых предметов. Начиная с 5 класса (в школе учился в 1992-2002 гг), углубленно изучал русский язык. Тогда было 8 уроков в неделю+5 уроков литературы. В 10-11 классе уже 1 раз в неделю, и то повторяли по советскому (добротный!) учебнику правила синтаксиса и пунктуации за прошлые годы. По русскому языку в аттестатах стоит отметка "хорошо". До пятерочки немножко не дотягивал. Что хочется сказать по ЕГЭ. Да наш выпуск успел, следующие за нами тоже успели пройти экзамены баз ЕГЭ. Потом только тесты пошли, где с 2004 г. Вообще тестовые результаты считаю необъективным показателем успеваемости учащегося. С другой стороны оценки в аттестате, оценки учителей (субъективные-типа троечник, значит тупой-это чушь! поменьше слушайте, если такое учителя говорят), деление учеников на отличников-любимчиков-ботаников и каких-то еще тоже самое. Показатель успеваемости-это то как ученик рассуждает на основе полученных знаний, высказывает свою точку зрения, соглашается, опровергает. Само собой ученик должен в первую очередь оценивать учителя. Хорошая оценка учителю со стороны ученика - в первую очередь проявление интереса, интересность самого учителя как личности.

    ОтветитьУдалить
  15. Максим,

    а егэ решал? Ну, самостоятельно, для интереса?

    ОтветитьУдалить
  16. ЕГЭ не решал. Удалось закончить школу раньше, чем появился ЕГЭ. Сам по образованию учитель, когда на педпрактику пошел, там уже широко обсуждался данный вопрос. Только представляю, что это бланки тестов. Тесты никогда не любил, больше привлекает беседа (если не ошибаюсь даже метод такой есть в отечественной педагогике).

    ОтветитьУдалить
  17. Макс,

    да не тесты это! Хотя бы потому, что есть часть С - сочинение:) А по географии и биологии егэ не интересовался? А то получается, что не можешь ответить: ты за егэ или против. Не то что уж любишь ты егэ егэ или нет:) Потому что не знаешь, что это такое. Так?

    Я, кстати, в теме твоего блога совершенно не рублю, к сожалению, поэтому комментариев не пишу. Но просвещаюсь. Про "ботаников" в интернете идейно написано!

    ОтветитьУдалить
  18. Первый раз встретил человека, которому нравится ЕГЭ. Рад.
    Жаль, только, что ЕГЭ из хорошей идеи превращается учителями и родителями неизвестно во что.
    "Хотели как лучше, получилось как всегда"

    ОтветитьУдалить
  19. Олег,

    Вы первый, кто при этом не сказал: "А я не люблю егэ" или "Егэ - зло". Я люблю учиться и люблю качественные испытания на экзаменах.

    Но изучать какую бы то ни было науку ради одного экзамена, а не ради понимания самой науки - это абсурд, да.

    Хорошо, что так происходит не всегда. Есть адекватные или учителя, или родители. Или те и другие одновременно - тогда кому-то из школьников везёт:)

    ОтветитьУдалить