24 сентября 2011 г.

Обиделась?!


Я обиделась!
Чем прекрасен детский сад? Бурным развитием детей. Не столько целенаправленным под руководством воспитателя, сколько спонтанным, просто коллективным прогрессом.

Друг от друга детки учатся разным новым интересным словам. Каким? Хи-хи, сами знаете. Ну, для начала «дурак», скажем. Дразнилкам, рифмованным несуразицам типа «Скажи «больница» – «Больница» – «Возьми цветы, иди жениться», в гораздо более дерзких вариантах:) Это как раз тот вариант, который, округлив глаза, приходится объявлять «правильным».

Особенно мне нравится «Умная – по горшкам дежурная». Эта штука оборачивается дома против фразоавтора во всех вариантах:)

Некоторые родители чрезвычайно расстраиваются и бьют тревогу. Чуковского, конечно, не читали. А мы, смехотерапевты ненормальные, на глазах у детей начинаем вспоминать детский фольклор своего времени. Эх, весело! И непедагогично, наверное.

Что дети? Полное внимание, сосредоточенное бормотание для запоминания. Связь поколений. Развитие познавательного интереса и освоения языка с его богатством и мощью полным ходом. Под видом глупых, на грани фола, забав.

Из детского сада тащатся и новые штуки поведения. Точнее реакций. Коронная: «Я! А-биделась!» Хвост пистолетом и – вредничать. То есть крупно пакостить. Или вполне серьезно, со слезами на глазах, тихо страдать в уголок и – вредничать. То есть мелко пакостить.

И пошло освоение: «Я на Алёну обиделась», «На меня Илья обиделся», «Я на Лидию Николаевну обиделась». Достали.

И дома стали обижаться. Маленькие манипуляторы! А это уже не шутки. В смысле, пакости – это ерунда. А вот обида! Ну, объясняли, что обида – это плохо, тяжело для самого человека. А тот, кто обидел, может, и не заметил вовсе. Или не понял, или не хотел обидеть, или хотел, но ему-то нормально, он не переживает так. Обида изъедает изнутри, ведет к болезням. Деструктивна, короче, во всех направлениях.

Но разве это для детей объяснение?! «Какие болезни? Я не кашляю, живот не болит. И не тяжело, вон, прыгать могу».

Но я же умная. И по горшкам дежурная – факт. Вот и придумала.

Обида – это какашка! Слово не абстрактное, вполне реальное, очень знакомое, ощутимое. Значит, не ругательное. Хотя такое, э-э, запретное в учреждении детсад, поэтому оччень интересное и нужное. Такова детская логика.

Получается: обиделся – какашку съел! Так и объявляю.

Что вы думаете! Действует отлично!
– Ты что, обиделся?
– Д… Не… Ээ…
Хи! Только представил! А какие ассоциации:) Фу-у-у. И самому смешно. Всё. Не до обид уже. Посмеялись. Живем дальше. Какашки не едим, обидки в себе не копим.

И побежали друг на дружке проверять:) Работает! Смех, дразнилки, обзывательства, драки… А обид нет. Не-ту обид!

– Какашку съел?
– Нет!
– А чего морда кислая? Не вкусно, наверное? Ха-ха-ха!

И пошли дети распространять такую действенную воспитательную вещь в люди, в друзья-подруги.

И ведь настолько обнаглели, что нам, любимым и уважаемым родителям своим, стали выдавать с хитрым ожиданием: «Папа, ты обиделся?», «Мама, а ты ничего такого не съела, коричневого?» Вот представьте себе! Нет бы по-человечески детей воспитывать! Перпендикуляторы умные!

Остается только друг другу подкалывать в супружних разборках ежедневностях. Без обид:)

18 комментариев:

  1. Оля, ты волшебница! У меня подрастает такая прынцесса обидчивая, так что идея с какашкой будет очень кстати))

    ОтветитьУдалить
  2. Оля - а моя сегодня выпалила что хочет замуж... ну что делать? Три от роду всего-то! :)
    Ну представляю если мужу сказать) Чаще ведь не он, а я могу обижаться, так что больше подколов и получу)

    ОтветитьУдалить
  3. Таня, всем приынцессам помогает) И прынцессовым родителям, и другой челяди:)

    ОтветитьУдалить
  4. О, Людмила, замуж - тема актуальная:) Тоже недавно нарисовалась. Я тут теряюсь. От "замужа" лекарства не бывает:)

    Хи, мужу сказать) На взрослых экспериментировать страшно: наверное, у взрослых уже совсем нет добрых ассоциаций с какашками:) Это чисто мамско-детская тема, хахаха. А получать подколы так полезно\приятно, правда?

    ОтветитьУдалить
  5. не знаю. мне такие подколы не понравились) хотя сама люблю подшутить при случае как-нибудь по-детски)

    ОтветитьУдалить
  6. н-да, детские обиделки и прочие словечки веселят и заставляют задумываться... племяшка принесла из детсада (нянечка выдала на ура): "дятлы долго не живут". Честно сказать, даже не знаю, как к этому относиться... Фольклор, одним словом. Самое интересное, что детки в группе после подобного шЫдевра нянькиного ябедничать-то перестали

    ОтветитьУдалить
  7. Зоя,

    как к фольклору относиться?:) Гордиться! Особенно детским. Он обязательно живую основу имеет, жизненно-практическую, чувственно-образную, так сказать. С дятлами же отличная иллюстрация.

    Есть еще тема дразнилок. Соберусь когда-нибудь написать.

    ОтветитьУдалить
  8. Даже не знаю, что сказать по поводу твоего метода, Оля. Полезно, говоришь? Не уверена. Получается, что одна обида загоняется внутрь второй. Если бы мне так говорили в детстве, думаю, я бы перестала проявлять обиду, но не перестала её чувствовать. Рада, что мне так не говорили. И, однозначно, не буду говорить так сама - никому, а тем более, своему ребёнку.

    ОтветитьУдалить
  9. Ольга,

    если б мне в детстве объяснили, что обижаться - себе дороже, это не конструктивно, разрушительно, не нужно и всегда беспочвенно, думаю, мой внутренний мир был бы гораздо радужней.

    Я своих ребят учу не обижаться вообще. До меня это дошло уже гораздо более старшем возрасте, детям такие глубокомысленные объяснения ни к чему. А образные сравнения\сопоставления - то, что надо.

    Перестанут обижаться - воспримут понятие обратной связи. Значит, и критику будут воспринимать. Далее меньше комплексов, больше непосредственности.

    Наследственность преодолевается - я это вижу. А если самой какой-то метод претит, конечно, он ни к чему)

    ОтветитьУдалить
  10. Про объяснения абсолютно согласна: это нужно делать и можно придумать, как это сделать детским языком. Можно и образ найти, чтобы использовать его в объяснениях, например: "Когда ты обижаешься, ты как будто впускаешь в себя ежа. Организму плохо, он плачет - а обидчик даже не подозревает об этом. Давай лучше отпустим обиду: выдуем её вместе с воздухом в воздушный шарик. А потом сможем придумать, что делать в этой ситуации дальше." Как-то так...

    ОтветитьУдалить
  11. Olga-ekb, Ваш вариант избавления ребенков от обид мне понравился больше, чем Перпендикуляторный.
    Хотя, подходы к решению этой задачи могут быть разными.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здесь еще такой момент: понравится в теории может одно, а на практике лучше может срабатывать другое. И что-то мне подсказывает, что Перпендикуляторный вариант хоть не самый эстетичный, но очень практичный.

      Удалить
  12. Ольга, точно, вполне лояльный подход. К одному из типов детей:) А бывают дети перендикуляторные, которые заявляют, что тучку, ежа, молнию, чеснок без хлеба и т.д. впустят в себя с удовольствием, ясно, из поперёчных соображений:) А с какашкой, гнилой картошкой и подобным не поспоришь)

    Я прямо настаиваю: даже вообще не обижаться, чтоб потом с обидой не бороться, потому что "отпустить ее" может и не сработать вовсе. Всё же обижаются дети реально, а "проработка" для них весьма абстрактна.

    ОтветитьУдалить
  13. Да, Марианна, мне Ольгины объяснения тоже нравятся, очень нужны и хорошо учат отпускать злость, раздражение, страх - такого у ребят полно. И секундного, и минутного)

    ОтветитьУдалить
  14. С перпендикулярными детьми не знакома - тебе, конечно, лучше видно, подойдёт ли для них метод. :) Кстати, по-мнению моей мамы, я была именно таким ребёнком - перпендикулярным. Но я-то знаю, что это не так. ;)

    ОтветитьУдалить
  15. Я имею в виду, что не была перпендикулярным ребёнком. В этом и не так. :)

    ОтветитьУдалить