10 июня 2011 г.

Первая учительница


первая учительница
 Моя первая учительница – Ольга Валентиновна – была умница-красавица-учительница.
Умница. С красным дипломом после Омутнинского педучилища. Мама ее – завуч – в гости к нам на помощь дочке заходила часто, со строгим лицом, призывами к дисциплине  и всяческими угрозами по поводу нашего облачного будущего.
С контингентом молодому учителю без стажа, естественно, не повезло, несмотря на статус ее родительницы, влияния которой достаточно было уж в том, что класс вообще дали.
Но мы Ольгу Валентиновну нашу очень любили. Как первую и единственную учительницу. И, дети малые, сильно страдали, когда она бросала нас, уезжая то ли на курсы, то ли на сессию, сдаваемую всегда отлично.
Красавица. Высокая, чуть сутулая. Коса ее русая была предметом восхищения всех девчонок в классе. Некоторым из толпившихся на переменах за учительской спиной удавалось позаплетать маленький остаток косы, свободный от заколки. Челка, иногда круто завитая на одну бигудюшку, бывало, выпрыгивала из-под шапки непричесанной, да так и оставалась. Платья она носила, даже по нашим детским понятиям, совсем уж старинного фасона. Никакой косметики. Красота была в естественности и простоте. Присмотритесь, на фото видно. Замуж ее было жалко провожать.
Учительница. Педагог она была очень правильный. Методически подкованный. Давала немало открытых уроков. На которых… ой, каюсь, дети были не помощники. «Ребятки, посмотрите: к нам в гости сегодня пришел Зайчик (Буратино, Снеговик) и сказал мне на ушко, что очень хочет поучиться хорошо себя вести…» Ребятки валялись от смеха: практически весь первый класс восьмилетки! Сын сказал, что их учительница бросила такой нелепый приемчик уже 2 сентября, а им в первом классе практически всем было по 6 лет.
Почерк у руководительницы класса был исключительным. Настолько, что даже в тетрадке, явно не для детского ума предназначенной, мы, любопытчики, бегло втихаря прочитывали наши характеристики и с интересом узнавали, кто хитрый, у кого семейная обстановка располагает к учению…
Кстати, когда ОВ пришла в августе накануне школы меня записывать в 1 класс, мы с братом резались в карты. А на вопрос «Какие, дети, у вас любимые настольные игры?» ответили хором: «Шашки-шахматы-хоккей».
Был у нее большущий черный дипломат, с идеальным порядком внутри. Он нередко самооткрывался неожиданно в самых неподходящих местах. Потому в качестве предохранителя она всегда держала на крышке указательный палец. Неизменные провожатели ее мечтали понести такой саквояж, но с 60 тетрадями он был неподъемным.
Жизнь в классе протекала и с другими приключениями. Праздники-чаепития-походы  с привлечением родителей за-ради связи семьи и школы. На родительских собраниях отличников хвалила, двоечников ругала. Как полагается. Потому посещаемость этих собираний к концу 3 класса упала совсем.
Ольга Валентиновна довела нас до 3 класса и благополучно уехала с супругом, будучи уже год замужем, всего за 150 км, но больше в нашей жизни не появлялась. Даже через маму-завуча приветов не передавала. Но узнали как-то, что родилась у них дочка, кажется, Маша.
Воспоминания мои исключительно детские. Но затеяны они не для ироничных уколов в сторону светлого образа вводившего нас в жизнь педагога.
А вот для чего…
Ольга Валентиновна была с пианино на ты. Может, музыкальную школу окончила. А может,  для нашего восхищения (ни один человек из нашего класса не ходил в музыкалку) достаточно было педучилища, где обязательно преподавали пение и игру на инструменте (фортепиано или баян) в рамках исполнения школьной программы начальных классов. Короче, в музыке она, наверное, понимала: пела удивительно, дирижировала мастерски…
А теперь самое главное.

Мама моя, любитель русских народных мудростей, не могла не передать мне сказанное на запрос «Чё там было?» то, что родительском собрании сказала Ольга Валентиновна. То, что повлияло на мою душевную, так скажем, жизнь в большой степени.
«Когда играет классическая музыка, не выключайте радио\телевизор».
Помните, тогда, в 1980-х, в радио была одна программа, а в телевизоре – две?
С тех пор при звуках классической музыки я замираю, сердце плачет от восторга. И телевизор не переключаю на другой канал. Делается вдохновенным лицо, и я вижу его отражение на лице старшего сына, который съел трепетание по музыке с моим молоком. Дочь обезьянничает и усаживается поудобней, а младший с открытым ртом ищет  источник реки гармоничных звуков. Папа даже перестал хихикать и для разнообразия «на всю деревню» включает иногда «то, что никто не слушает».
Вот так иной учитель останется в душе ребенка легким облаком и сильной фразой…

23 комментария:

  1. А я не помню уже первую... Очень много было после нее и классных руководителей и просто учителей. И была у нас она только 1,5 года. Да и давно было это очень...

    ОтветитьУдалить
  2. Очень важно, чтобы на жизненном пути встретился мудрый человек. Вот такой вот учитель, родитель или просто сосед.
    Моя жизнь складывается каким-то чудесным образом, меня постоянно окружают потрясающие люди. Это и самые лучшие в мире друзья - интереснейшие люди, и любящие, достойные мужчины, удивительные и талантливые коллегии, профессиональные и чуткие доктора и далее, и далее, вплоть до прохожих:-)
    Наша первая учительница была И ЕСТЬ замечательный человек. Мы часто встречаемся и ей всегда есть до нас дело! Я помню, что между девочками всегда была борьба за право держать учительницу за руки. Нас было порядка пятнадцати девчонок, а руки всего две. Этот трогательный момент очень запомнился...

    ОтветитьУдалить
  3. Удивительный рассказ, Ольга! Хорошо, когда есть такие светлые воспоминания.

    ОтветитьУдалить
  4. NomadUA, какой вы многоликий) Нашла у вас пост про Гонки червячков. Такие игры веселые ассоциируются как раз с начальной школой.

    "Да и давно было это очень..." - чего кокетничаете) когда же все-таки это было?

    ОтветитьУдалить
  5. Ксения, счастливая! И учителя младших классов, наверное, очень счастливые в окружении детском...

    ОтветитьУдалить
  6. Ольга, воспоминания, как ни странно, у всего класса остались. Наверное, потому, что мы уже совсем взрослые были - в 7,5-8 лет в школу пошли!

    ОтветитьУдалить
  7. сильно... я тоже помню свою первую учительницу, когда закончили 1-й класс я подошла к ней и сказала: Я хочу вас нарисовать, вы ведь к нам больше не вернетесь, а она ответила: Вернусь во 2-м классе, не переживай.

    Оля, но ее во 2-м классе не было. Выяснилось, что она ждала ребенка и ушла не только в декрет, но и уехала. Вот так...

    Интересно, а у тебя почерк учительский - т.е. ровненький? У меня разборчивый, но не ровный :)))

    ОтветитьУдалить
  8. Ольга Воронина11 июня 2011 г., 16:19

    всё первое, наверное, помнится хорошо: от синяка до... не знаю даже) здорово быть первой:) в любом смысле.

    Людмила, а почерк у меня в 1 классе был такой, как в прописях. Недавно нашла - любовалась. А потом и теперь - оч разный, зависит от скорости и случая, но не учительский - скорее студенческий, скорописный)

    Ты всё-таки ее нарисовала? хоть по памяти?

    ОтветитьУдалить
  9. Первая учительница была самым авторитетным человеком не только для меня (ее слова были важнее маминых!), но и для всех моих одноклассников. Удивительно добрая, мягкая и строгая одновременно, она всегда была справедливой. Это - самое важное. Она привила любовь к чтению и самостоятельности решений, внушила отвращение к нечестности, списыванию, подсказкам, потому что такая "помощь" делает оценки несправедливыми и незаслуженными. До сих пор вспоминаю ее с огромной любовью, хотя ее давно нет в живых.

    ОтветитьУдалить
  10. И я свою первую учительницу помню! Такая дородная, красивая была, почему-то, из-за этого к ней в класс прям очередь была. А как педагог - серенькая, равнодушная...

    ОтветитьУдалить
  11. Светлана, у Вас была учительница что надо! Каким должен быть учитель? Вот таким, как Вы описали. И в младших классах, и в средних...

    Это, помимо учебной части, требует большой внутренней работы самого педагога, без компромиссов в правильности собственной жизни.

    Моя подруга училась в параллельном классе и часто, как водится у ребят, хвасталась своей учительницей, рассказывала о требовательности, дисциплине, внеклассном чтении... Сначала я немного завидовала даже. А потом нашлось очень много преимуществ учения у молодого педагога, с множеством трудностей, но относительной свободой... детство удлиннилось) за это мы любили ОВ. Но полюбить чтение, к сожалению, нам было не суждено

    ОтветитьУдалить
  12. Марианна, раз очередь была... зачем-то она была... Очередь-то из родителей, да? Может, вы с ней темпераментами не сошлись? Три первые года в школе зря прошли? Нет?

    ОтветитьУдалить
  13. Оля, нет, я до сих пор рисую не очень )))) Как-то не сложилось с рисованием, хотя чувствую цвета, стили и т.д. Шила даже вечерние платья (в т.ч.на заказ), моему дизайну в квартире поражаются (что сама придумала), так что у меня работает рисование в уме, а руки только печатать способны ну и еще кое-что :)))

    ОтветитьУдалить
  14. Ольга Воронина12 июня 2011 г., 16:48

    Ух ты!
    Людмил, да ты нарисуй ее все-таки, учительницу, даже "не очень". Знаешь ведь, какой психологический эффект от визуального вспоминания может быть...

    ОтветитьУдалить
  15. Ольга, ты, прям, вопросный пулемет :)
    Не зря конечно, но любовь к учению не ею была привита. А родительская очередь, так я ж говорю - колоритная, красивая, может подразумевалось и все остальное? Дети, они как могут оценить учителя? По ощущениям. Тогда я ведь и не думала, что она "серенькая", это позже, когда было, с кем сравнивать.
    И о чем тут спор? Не все первые - "первые". Я на это совсем не жалуюсь. Мне другое счастье выпало, в седьмом классе. Вот эта была настоящая, первая! И может даже лучше, что в седьмом, а не в первом, но главное случилось! :)

    С праздником тебя, подруга!

    ОтветитьУдалить
  16. Нда, Марианна, еще возникла куча вопросов о той "первой", которая в седьмом классе... Заказываю пост. А?

    На востоке говорят, Учитель приходит тогда, когда готов ученик. Ясно, что не про среднюю школу говорится... Но моя "первая", значит, пришла после школы:)

    ОтветитьУдалить
  17. Блин, поздно к тебе зашла :) Про первую любовь написала, а ты заказывала про другую, первую любовь :) Напишу, обязательно, чуть позже.

    По поводу, прихода учителя и готовности ученика - это правда, хотя мы об этом и не задумываемся. А когда этот учитель приходит, и в чьем образе, - это даже не важно. Главное - мы учимся, часто больно, но эффективно...

    ОтветитьУдалить
  18. н-да... а у меня о первой учительнице таких тёплых воспоминаний нет

    ОтветитьУдалить
  19. А какие остались, Зоя?

    Да и мои воспоминания не вполне тёплые. Скорее, немного ироничные. Правда, забавно было. А хотелось учиться, а не потешаться.

    ОтветитьУдалить
  20. Так неудобно, что от вас уведомления не приходят о новых комментариях в почту. Поставьте хотя бы Дискус. Я его терпеть не могу, но на блогспоте другого варианта нет. :( сайт: http://disqus.com
    Что касается многоликости - то да.. хотя скорее "разбросанный" - столько всего интересного, хочется попробовать и ничего не успеваю. :(
    Насчет кокетства - нет его у меня - 30 лет назад было это.

    ОтветитьУдалить
  21. NomadUA,

    жаль, что нет кокетства... его в блогах так не хватает:) А от интересностей голова кругом, да! А я их беру практически только в ваших 2 блогах. Знаете, у меня с "разбросанностью" ассоциация - "интерференция".

    Про уведомления. Компьютерщик я, признаюсь, плохой. Когда-нибудь, конечно, стану осваивать активно. Пока выход вижу такой: зарегистрируйте аккаунт в Гугле - можно будет подписываться в блогспоте на уведомления о комментариях на почту , даже не комментируя.

    ОтветитьУдалить
  22. Хорошая у тебя была учительница. Я свою первую учительницу практически не помню

    ОтветитьУдалить
  23. Michael de`Oz! Приветствую!

    Она была хорошая девушка, а учительница...

    "Практически не помню" это все же значит "помню":)

    ОтветитьУдалить