25 мая 2011 г.

Как я хочу провести лето. Сочинение.

Предыстория
Изредка приходит ко мне на «занятия по русскому» одна девчушка, 5-классница Катя Л. Когда задают написать сочинениеJ. Вот и сегодня пришла, в День последнего сочинения (в учебном году)
Дети понимают слово «сочинение» буквально: сочинить историю. Какого их разочарование! В программе уже все распланировано: описание человека, сочинение по картине и много еще чего… нужного.
Есть и «свободные» темы. Например, «Как я хочу провести\провел осенние\зимние\весенние\летние каникулы». Но «Вот тема – пишите сочинение» не вдохновляет, мягко сказать. Бывает, и план дают. Писать по которому означает состряпать никому не интересную сочинятину.
А мы будем сами думатьJ
Внимание теме
Тема дана – смотрим на нее пристально. Потому что в сочинении должно играть каждое слово темы.
Я – значит, нужны не общие фразы типа «Надо быть внимательным на воде», а мысли о себе. Такие, каких не скажет никто другой.
ХОЧУ – помечтать разрешаетсяJ. Но не настолько, как в «хотел бы». Взрослый бы здесь сказал ПЛАНИРУЮ.
ПРОВЕСТИ КАНИКУЛЫ – можно отойти от строгого школьного тона и писать, что называется, интересно.
ЛЕТНИЕ – ясно, что читаем книжки и помогаем маме\папе и зимой и весной… Речь стоит вести о предстоящих приключениях под солнцем, без валенок и тетрадок-учебников и в течение целых 90 дней!
КАК – значит, надо назвать конкретные дела.
Внимание главной мысли
КАК здесь главный вопрос. Ответим на него одним словом. КАК? Быстро (смешной ответ),  незабываемо (фантазерский), отлично (общий ответ), расслабленно (взрослый). Какой выберем? ПОЛЕЗНО. Даже если хочется сказать детское «весело». ПОЛЕЗНО характеризует школьника с лучшей, деловой стороны. К тому же можно порассуждать.
Конструируем каркас
По плану логично сделать 3 пункта: июнь, июль, август. Еще сочинению нужны «голова» и «хвост».
– Катя, что будешь летом делать?
– Сначала пойду на площадку, потом на другую площадку и потом опять на площадку.
– Вот две площадки оставим, а про третий месяц – подумаем… А то читатель уснет. Рассказывай.
– В июне я хочу на площадку по русскому языку  (хотя там опять только отличников берут и будут с ними заниматься). В июле в Доме творчества будет площадка, там всякие кружки будут. А в августе…
– У вас есть огород? Маме надо помочь?
– Нет, родители сами… А бабушка позовет, только я не очень хочу…
Аргументируем
– Раз хочешь полезно провести каникулы, давай думать, какая польза от твоих дел.
– Ну, по русскому надо подтянуться, а то мама ругается. В театре мод в Доме творчества обещали, что будем шить: можно сестре, она маленькая – ткани меньше надо. А у бабушки, как всегда лук нарастет. Мне его обрезать не нравится.
– Теперь все это скажем «красиво»: мама не ругается, а переживает; на сестре не экономишь, а приносишь ей радость. А бабушка…
– Разрешит есть горох и помидоры сколько захочешь и перестанет обрезать лук!
– Ну и научит тебя чему-нибудь нужному, когда урожай соберешьJ
Оформляем
Когда была готова основная часть сочинения, решили, что во вступлении надо сказать про лето (раз летние каникулы) и про пользу (поскольку должно быть сразу понятно, о чем пойдет речь). А в заключении наоборот: про пользу и про лето. Только более глубоко и значительно – вывод.
Это трудно ребенку. Начинаю фразу с вопросительной интонацией, Катя легко продолжает. Заодно повторяет (или заново узнает) термины текста: абзац, основная мысль, тема, композиция. Ну и некоторые смысловые знаки наперед. Пару прилагательных для расширения словаря. Всё по пути. Времени использовали 70 минут.
 Черновик вышел очень взрослый, весь исчерканный. Смотрите, что получилось.
Как я хочу провести лето
Лето – самое лучшее время года для полезных дел. В учебном году я приношу пользу только себе, а во время летних каникул я могу быть полезной и другим.
В первый летний месяц я мечтаю попасть на площадку по русскому языку в нашей школе, чтобы подтянуться по этому предмету. Тогда мама в следующем учебном году будет меньше переживать из-за моих скромных оценок за диктанты.
В июле я хочу заниматься прикладным творчеством на площадке в Доме детского творчества. Если я научусь там шить, то сделаю младшей сестре костюм принцессы на Новый год. Она о нем давно мечтает. Приносить радость – тоже польза.
А в августе на меня рассчитывает бабушка Таня. Мы будем с ней убирать урожай лука, помидоров, гороха. Бабуля обещала научить меня закатывать огурцы и плести луковые косы.
Ум, рукоделие и хозяйственность. Вот что нужно юной девушке 12 с половиной лет. Не забыть бы гулять, купаться и есть мороженое.
Анализ
Анализируем с писательницей текст, как будто мы учителя, а работу выполнила отличница.
В итоге получили
·         содержание осмысленное и… нескучное.
·         Рассуждения читателю… интересны.
·         Образ автора… прикольный здоровский.
·         Повествование ведется по… месяцам.
·         Каждая мысль… ар-гу-менти-рована.
·         Особенно остроумное… заключение.
– Ура! Можно я еще приду, когда сочинение зададут?
– Аха, в сентябре у вас будет сочинение «Как я провел лето»J Приходи. С готовым черновиком, чтоб мне было интересно почитатьJ

Надо характер учащегося человека уловить. Маленькие, например, школьники любят пофантазировать «А вот если бы», 12-13-летние – поприкалываться, рассудительные в любом возрасте любят точность, влюбленные – описательность… А старшие, они очень разные.
Сочинение «о себе» позволяет самовыразиться. Это сильная потребность человека. Даже если она не осознается.
Может быть,  24 мая много или несколько лет назад вы тоже писали сочинение о предстоящих летних каникулах? Или ваш ребенок на днях? Или бесят вообще эти сочинения? Хи-хи..

23 комментария:

  1. Ольга, прости подруга!
    Я к преподаванию русскиго языка не имею отношения, но оч. хорошо помню свои сочинения в школе, может не такие ранние, но все же.
    Вот скажи мне, зачем дитю в 12 лет так "по-взрослому правильно" писать сочинение на такую чудесно-мечтательную тему? Мне из всего только последняя фраза и понравилась, а во всем остальном ты сама видна, а не девочка. Зачем учить их причесывать свои мысли под стандартное "хорошо" на уроке? Ты ж нам тут про свободу самовыражения говорила...

    Бунтую я, извини. Если бунт мой неправедный удали коммент и забудь. Я ведь не несу ответственность за их отметки, я свое уже наполучала :), теперь могу и умничать :)))

    ОтветитьУдалить
  2. сочинения мои были содержательны, но далеки от нормативной лексики, слишком уж разговорно писала :)

    как-то написала сочинение - моя учителька отдает на проверку другой - та ставит 5-5.

    а моя при мне находит кучу ошибок смысловых и речевых и ставит 2-2. вот так я выучила русский язык до 1 места в олимпиаде (на сочинениях выехала) и то иногда проколы... :)))

    ОтветитьУдалить
  3. Ольга Воронина25 мая 2011 г. в 23:28

    Марианна:)

    Если б я такое прочитала, так же бунтовала бы. Но.

    Сейчас отвечу на твои вопросы.
    1. дитё это бухгалтер в коротких штанишках: с разбегу заценит стоимость обстановки и квартиры в целом и вопросы задаст, если чего не видно:) Потому писать по-взрослому ей самое время.
    2. последняя фраза как раз моя:) хи-хи
    3. написанное не есть "хорошо", надо по предложенному плану было: помогать маме, читать книги по списку и внимательно переходить дорогу.
    4. это сочинялово и есть свобода выражения ее мыслей, только негатив "мама орёт за двойки, сестре дак всё покупают и ненавижу огород" переделали в позитив для пользы ее же психики:)
    5. пять сочинений уж Катя написала, все на два да на кое-как три. "Что писать-то надо?! Не пойму!" - говорит. Это у взрослых блогеров текст льется естественно, а детям уроки языка для того и нать, чтобы осваивать закономерности построения речи. Вот учим на велосипеде кататься - полдороги на себе тащим. И тут не грех помочь. Учеба!
    Так что это, если девочка не струсит в таком виде сдать, для учительницы по русскому послание:)

    Я ж, Марианна, не учитель - я перпендикулятор:)

    Вот спасибо тебе комментарий. Я теперь высказала то, что не "влезло" в пост.

    ОтветитьУдалить
  4. Ольга Воронина25 мая 2011 г. в 23:39

    Людмила,

    твой сочинительский и писательский талант в большом почете! И на чувствовании человеческого фактора ты, теперь понятно, со школьных времен натренирована:)

    Я работаю с учениками, как твоя учительница: факт и всё! Но, начинаю понимать, что далеко не всех он мотивирует к учебе:) Совершенствуюсь в подходах.

    ОтветитьУдалить
  5. Оля! Как гениально ты всё разложила по полочкам. Моим бы детям такого педагога-перпендикулятора.
    Моему семикласснику задали сочинение на другую тему. " Почему я должен хорошо учиться". Деть мой в преддверии летних каникул категорически отказывался писать что-либо вразумительное. У него был единственный аргумент: чтобы поступить в хороший ВУЗ. Я попыталась возразить: а если не в ВУЗ? Если в техникум? А если у кого-то есть возможность поступить в ВУЗ за деньги, так ему что, и учиться не нужно. Призадумался. А на следующий день нашла черновик его сочинения, порадовалась."Человечество развивается благодаря новым открытиям и новым знаниям. Я должен хорошо учиться, чтобы мои знания помогли прогрессу, стали частью развития человечества". Глобально мыслит сын! И тут же "Хорошая учёба - это то, чем я могу отблагодарить родителей за их труд" Тут чуть не расплакалась!

    ОтветитьУдалить
  6. Ольга Воронина26 мая 2011 г. в 01:45

    Вот-вот, Наталья, точно: главное, вовремя возразить, то есть растолкать мысли. И польются они в совершенно неожиданную (для родителей))сторону.

    Твоему сыну, конечно же, достался семейный графоманский дар. Привет школьнику! Наташ, можно ли целиком прочитать его сочинение, а?

    ОтветитьУдалить
  7. в седьмом классе???? такие мысли?

    моя дочь так вообще не про то думает... нет никакой мотивации к учебе, никакой!
    так что в доме у нас пока один студент.. - вечный!

    Оля, может напишешь пост как мотивировать к учебе - чтоб я 2-й раз на грабли не наступала?

    вот, к примеру, с дом.заданиями - мне никто не помогал, все сама. и видишь- результат.

    старшей помогать обязали в школе, помогала скрипя сердцем... и что??? в 5 классе попустила (честно, устала тянуть хорошистку)

    я как психолог понимаю что учеба не главное - говорит хочет быть визажистом...

    ОтветитьУдалить
  8. кст, дочь - Семерка :) у меня подозрение, что ее "прорвет с возрастом. девочка не глупая, только слишком уж понимает, говорит - а зачем мне ЭТО учить? - ОНО мне не нужно!

    ОтветитьУдалить
  9. Оля-перпендикулятор, ты кругом права! В том смысле, что и не дите это уже в свои 12, и что учить их как-то надо. Читают-то сейчас наверное совсем мало? Примеров хороших для построения речи откуда взять?
    Учи, дорогая, нелегкая это работа! Радует, что к тебе идут, когда не получается, ищут, значит...

    ОтветитьУдалить
  10. Ольга Воронина26 мая 2011 г. в 23:52

    Людмила-Вечный Студент, учеба - это не главное?:) Ну насмешила) Что тогда есть учеба? И что тогда главное, если не учеба? У В. Леви на эту тему есть стихотворение "В этой вечнозеленой жизни..."

    Твоя дочь Семерка - и этим все сказано:) Вот бы сочинение Натальиного сына ей показать, с чем бы она согласилась?

    Про помогания тоже тема важная. Вот тянула бы меня мама 3 года, а потом - фигась! на переходном этапе и бросила! Чего бы я стала делать с этими мамиными граблями? Ей и стукнула бы по... по голове! Чтоб не тянула. Или не бросала:)

    Люда, ты ж теперь не уставший псих, а позитивный психолог, то есть мастер (и магистр) позитивной психологии - так что это мне надо консультироваться с тобой по поводу мотивации к учебе! А заявка понята-принята.

    А что, кстати, нужно учить визажистам? Людмила, узнай у Семерки, пожалуйста.

    ОтветитьУдалить
  11. Ольга Воронина27 мая 2011 г. в 00:03

    Марианна, учитель, я настаиваю на этом, для того и нужен, чтоб научить читать, чтоб показать законы построения текста, дать примеры, хорошие и нехорошие, и свой(!) в том числе. Учитель вводит в науку и ведет по ней. Хорошо, если не все разбегутся по дороге:) А искать - это свойственно людям, особенно детям. А учитель найдется рано или поздно. Так?

    ОтветитьУдалить
  12. Оль! На черновике были только отдельные мысли. Полностью сочинения я сама ещё не видела. Обычно в конце года отдают тетради для творческих работ, тогда испрошу сыновнего разрешения и выложу. Кстати, за грамотность в этом сочинении - трояк. ((( Я тоже, когда увлекаюсь, совершенно забываю о грамматике и леплю запятые где придётся.

    ОтветитьУдалить
  13. Ольга Воронина27 мая 2011 г. в 00:32

    Наталья, мы с Людмилой будем очень ждать. Грамотность у школьников - дело наживное:)

    ОтветитьУдалить
  14. Ольга Воронина27 мая 2011 г. в 00:52

    Ольга:) Ты лаконична. Как никогда:) Я рада, что тебе понравилось.

    ОтветитьУдалить
  15. Оля, ты забыла про то, что сапожник без сапог.
    у меня своя тактика воспитания - спортанская :)))

    да, а стул то мой горяч... ждет в гости! :))) там все и выскажи!

    ОтветитьУдалить
  16. Ольга Воронина28 мая 2011 г. в 00:58

    Людмила, в чем, в чем заключается эта тактика? А стул твой меня смутил, на орудие пыток похоже:)

    ОтветитьУдалить
  17. Оль, ты где пропадаешь?! Даже в своё отсутствие успела прославится:-) Зайди к Елене на блог Лег-ко!

    ОтветитьУдалить
  18. Кстати статься призабавнейшая! И как это у тебя всё складывается, таким ЧУДЕСНЫМ образом?!:-)
    Я за свои сочинения зачастую получала отметки 5/2. Пятерку мне презентовали вроде как за нестандартное мышление. А вот "гуся" я получала(как ты наверняка уже заметила по моему блогу) за грамотность.

    ОтветитьУдалить
  19. Ольга Воронина31 мая 2011 г. в 23:07

    Ксения, мышление, стандартное или нестандартное, - это главное. Грамотность при умелом подходе можно сделать. 2/5 - гораздо хуже:)

    Учить сочинениям забавно, точно)

    ОтветитьУдалить
  20. Ольга Воронина31 мая 2011 г. в 23:53

    Ксения, я сбегала к Елене Лег-ко) Слааава) Я ж ВячеСЛАВОВНА! Как ты меня в комментариях! Учительницей обозвала! Прияяяятно. Ну, правда, спасибо)

    ОтветитьУдалить
  21. Наткнулась случайно, застряла чуть не до старости, интересно, еще загляну, почитаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный:) Приятной старости, заходи, пожалуйста!

      Удалить