Когда говорим о технике выведения автомобиля из заноса, о технике рисования китайской кистью, о технике исполнения акробатического элемента, даже в голову не приходит отождествлять технику со скоростью.
Подобный фокус похож на 2х2=5 и случается он массово, в начальной школе, каждую четверть. Это всем известная проверка техники чтения. На деле – скорости чтения. Надо её проверять, эту скорость, и зачем – не знаю. Раз проверяют… пусть проверяют.
А сама техника чтения при этом остается за бортом. А как же без нее! В любом деле – никак.
Для разных способов чтения (вслух, про себя «глазами», про себя с проговариванием, в формате газетных колонок, по диагонали, скоростное чтение, вдумчивое, с целью просмотреть, найти или изучить) есть своя техника.
Какое чтение осваивать на уроках русского языка? Для повышения грамотности, в первую очередь.
Почему часто не срабатывает широко известная аксиома «больше читать – грамотно писать»? Потому что при больших объемах чтения на первый план выходит сюжет написанного, а структура слов, предложений, грамматика остаются вне осознанного восприятия.
Чтобы чтение сказывалось на грамотности, надо как раз откинуть привычный его способ.
Реально необходимо в жизни человека-школьника орфографическое чтение. По-простому сказать, это чтение с четкой артикуляцией. Еще проще – прочитывать слова точно так, как написано. Практически по слогам, четко проговаривая безударные, непроизносимые и естественно съедаемые в устной речи звуки – по норме и диалектным особенностям. РЫБКА читаем [р ы б к а] вместо положенного нормами произношения [р ы п к а].
Это для начальных классов. Так называемая «техника» беглого чтения здесь не поможет. Старшим детям бывает научиться орфографическому чтению неимоверно сложно. Патологическая настроенность на скорость чтения любой ценой туманит мозг при виде любого текста.
Но при правильном настрое 3-4 хорошие предложения незнакомого текста каждый день вполне доступны.
Может, вы встречали людей с парадоксальной неграмотностью, которые поняли, что «пишем не так, как слышим, а ровно наоборот»? Да-да, ГОРАШ, КОРОНДАЖ и тому подобное. И в школе на уроках русского им невыносимо. Диагнозы оставим. Главное: действие целенаправленного медленного чтения по слогам помогает.
Постепенно грамотеи, не заморачиваясь исключительно в «специальных» упражнениях, исподволь начинают чувствовать, где работает фонемный, а где морфемный принцип русского письма.
Старшим школьникам поздно читать по слогам. Задача: читать вслух незнакомый, сложный (художественный или технический) текст медленно, очень медленно, без единой ошибки. Ежедневно, 3-4 абзаца.
Как смотивировать? Читать в группе со сверхзадачей «без единой ошибки». Внимание обеспечено. Заинтересованы будут все. Но придется первое время ежедневно проводить принародное чтение. Времени занимает 2 минуты плюс минута обсуждения впечатлений.
Обеспечено также отличное настроение. Почему? Из трех сотен услышанных мною текстов безошибочными были только два! Это только 9 классы и старше (до пенсионного возраста). Текст обычно даю один и тот же – отрывок из рассказа Е.И.Носова «Шуба», три абзаца, где Дуняшка и Пелагея вышли на городскую улицу.
К концу чтения стоит хохот. Или тишина раздумья. Потому что…
По привычке среднестатистический человек читает первые три буквы слова, а потом догадывается. Получаются горошки вместо горшочков, девушка вместо деревушки, материны вместо матерчатых, перпендикуляр вместо перпендикулятора.
Косвенно новая лексика входит в словарь, тематическая лексика осваивается. При нацеленной работе слова из пассивного словарного запаса переходят в активный.
Чтение с правильной интонацией влияет на формирование пунктуационной грамотности. Как читают школьники? Насколько хватает дыхания. Потом судорожный вдох разбивает фразу, словосочетание, а то и слово, рассыпая смысл произносимого. Потом «тра-та-та» на одном дыхании до полного затухания звука. Так интонационные, почти музыкальные волны текста вовсе не совпадают с волнами звучащей речи. Подойдет термин из физики - сдвиг по фазе.
Учимся, медленно читая, делать паузу на точке. Нормальную паузу, чтоб смысл сказанного можно было успеть уловить. Соблюдаем интонацию перечисления, вопросительную и так далее.
Речь еще не идет о выразительном чтении с использованием возможностей голоса, артистических способностей, нет.
Образцы речи правильной откладываются в памяти. Но чтобы это происходило, правильное, назовем его техничное, чтение должно быть ежедневным. Всего несколько абзацев.
В какой-то момент человеку начинает нравиться собственный голос, начинает нравиться произносить слова вслух, говорить «по-дикторски». У тех, кто начинает замечать результат, появляется интерес к чтению вообще, к чтению вслух. Косноязычие окружающих становится заметным.
Параллельно развивается умение слушать. Все эти «положительные сдвиги» становятся заметны у каждого в свой срок: кому-то надо всего недели две, нередко около четырех месяцев, да.
Нужна ли привычка медленно читать? Да. При работе с текстом случаются открытия.
Читаем текст первый раз. О чем он? О бабочке! Ладно. Читаем еще раз. Медленно, отмечая ключевые слова. О чем текст? О красоте бабочки вроде. Так. Опять читаем, смотрим, как он построен, может, на части поделен, или повторы есть, или предложений много коротких или длинных, или… О чем текст? Ах, оказывается, текст о человеке. О том, как увиденное случайное чудо рождения бабочки вывело героя из ощущения «горестной до ужаса, унизительно бесцельной, бесплодной, лишенной чудес» жизни в миг «нежного, восхитительного, почти человеческого счастья».
Ха! А иногда случаются приколы в блогах. Автор переживает: ты чё типа не в тему комментируешь?! Нда, думаю, по всему видно, «не раскрыта тема», как учительницы пишут. Или не та тема. Блогерские статьи и статьи из местной газетки школьники любят анализировать не меньше своих сочинений. Но об анализах в другой раз.
Вот такая вот техника чтения. Читать медленно и вслух – такая роскошь в наше время. И такое удовольствие. И не без пользы. Не панацея, но работает отменно.
Оля, завтра вернусь еще к твоему посту. Чтобы прочитать медленно и вслух - сама видишь, время какое позднее. Родные и близкие, если проснутся, меня не поймут. Да наверное не только завтра. Думаю, нам с Гришкой это очень пригодится.
ОтветитьУдалитьА может у тебя есть еще и прием какой-то секретный про почерк? Нам бы тоже так пригодилось.
А я с тех пор,как помышляю о книге, совсем по-другому стала читать чужие книги. Вот все-таки как меняется знакомый с детства процесс чтения, когда есть какой-то уклон.
Оля, ты бы написала как-нибудь о себе: я вообще смутно представляю, чем ты профессионально занимаешься. Ты то на лыжах, то с учениками, то металлург))
Таня, Грише пригодится, это точно. Про почерк не могу сказать. Я понимаю любою писанину, поэтому не считаю нужным тратить время на "красоту". В спешных случаях прошу сделать печатный текст. Главное, чтоб мысль была, так ведь?
УдалитьЧитатели так или иначе находят свой способ чтения. Это что касается чтения литературы. Вслух и медленно - это редкость, для гурманов, так сказать. А вот ради грамотности и впитывания родной культуры через язык - хорошее упражнение.
Тань, пока очень некогда писать о себе. К лыжам, ученикам и металлургии можно добавить статус "мать". Но я напишу.
Повезло твоим ученикам. Наша Ольга иногда даже пишет "Проверять отказываюсь".
УдалитьС нами училась девчонка, ее завалили двойками и "отказываюсь проверять" - из-за почерка - еле доучилась. Все думали, тупая реально. А она потом филфак очно закончила с красным дипломом. Это был в жизни один из первых уроков "о каллиграфии".
УдалитьСпасибо, отличные наблюдения. Если бы побольше учителей начальной школы это прочитали и задумались! Очень полезно было бы. Делитесь опытом! :-)
ОтветитьУдалитьИнна, я уверена, что задумываются.
Удалить"Если бы побольше учителей начальной школы это прочитали и задумались!" Учителя задумываются, но администрация и методисты регулярно требуют "отчёт о технике чтения" Мало кого интересует темперамент ребёнка, его волнение, предыдущие результаты. Дети. при проверке чтения, вынуждены читать скороговоркой!
ОтветитьУдалитьЕлена Александровна,
Удалитьаха, а у нашего класса вообще всегда технику чтения проверяла завуч, мама нашей учительницы: вот это обморок!:)
Считаете, можно вообще не проверять? Вот я теряюсь в этом вопросе. Например, по физкультуре нормы ГТО надо снова вводить и сдавать всем без исключения. Не ради показателей, а ради стимула к повышению физической культуры каждого человека. Хоть кто-то будет жутко спорить:) Может, чтение скороговоркой тоже косвенно стимулирует что-нибудь?
Очень полезное занятие - отрабатывать технику чтения ежедневно. Но ведь в том числе и для этого мы читаем каждый день своим детям, разве нет? ;)
ОтветитьУдалитьДа, Ольга, ежедневно полезно. И да, в солидном возрасте:) чтение детям оказывается единственной возможностью читать вслух.
УдалитьОльга , как здорово, что Вы написали пост про технику чтения! Тема очень актуальная, но незаслуженно забытая в среднем звене школы. Многие педагоги, знают и понимают важность работы над этой проблемы, но в силу всех причин (нехватки времени, желания, возможностей и прочих отговорок) не уделяют ей внимания.
ОтветитьУдалитьПозвольте мне дать Вам небольшой совет, даже не от меня лично, а от известного психолога и журналиста В.В. Шахиджаняна. Правильнее будет сказать, я его прочитала в книге Владимира Владимировича «Учимся говорить публично». Вот ссылка на его сайт и книгу http://1001.ru/books/speak/. Вероятно, вы знаете эту книгу как прекрасное пособие для тех, кто хочет научиться правильной грамотной устной речи. В этюде 17 Шахиджанян рекомендует делать аудиозапись собственного прочтения какого-либо отрывка из художественного произведения, а затем прослушивать и анализировать допущенные ошибки. Сейчас это легко можно организовать в домашних условиях. Не составит большого труда найти в интернете бесплатную программу для записи аудио-файлов (например, Audacity) и записать на компьютер голос, а затем прослушивать столько раз, сколько пожелаешь. Более того, можно даже выложить подкаст на какой-то сервис, например, PodFM.ru и предоставить ссылку для прослушивания Вам, чтобы похвалиться успехами. А можно организовать виртуальный конкурс чтецов. А можно… все обрываю поток идей, а то Вы меня такую инициативную заругаете, что некогда Вам глупостями заниматься, к экзаменам надо детей готовить :)
Марина Геннадьевна, супер! Спасибо и за ссылку на сайт и за книгу!
УдалитьПрактика с записью чтения работает у нас давно и отлично. При всем многообразии виртуальных возможностей, я поняла, современными детьми (в среднем школьном возрасте)) ценится реальное общение. Вот я вся в реальности теперь. А идея с виртуальным конкурсом - это идея! Благодарю.
Так может быть тут и кроется причина падения грамотности? Стали гнаться за скоростью чтения - и дети перестали понимать смысл прочитанного, и перестала вырабатываться культура чтения, необходимая для дальнейшего развития. Когда я пошла в школу, практически никто из детей не читал, только знали буквы и складывали по слогам отдельные слова. Никто не писал. Сейчас попадают в школу с готовым набором знаний, но качества-то нет!
ОтветитьУдалитьСветлана,
Удалитья бы сказала не "тут и кроется причина...", а "и тут кроется причина...".
Зная Вашу склонность везде видеть беду, могу опять поспорить. Особенно о качестве:) Но оставим...
Ваша статья, Ольга, доставила мне огромное удовольствие, честное слово. Одели мои мысли в пальтишко. Ведь так все и есть в нашей школе, и зависит многое совсем не от учителя, а чтобы учитель попытался как-то исправить ситуацию зачастую не хватает опыта, знаний и времени. Система образования в некоторых вопросах непреклонна. У меня ребята были - умницы... Мы с ними очень много времени уделяли орфографическому чтению, да по ролям, да выразительно. Не усмотрела - подотстали в скорости. Ох, и получила я... Но ведь, большинство из них успешно школу закончили, в вузы поступили. До сих пор вспоминают, как завуч их ругала в третьем классе, что читают медленно.
ОтветитьУдалитьОльга, приветствую!
УдалитьСпасибо за отзыв. И с наступающим... 1 сентября:)
А в Вашем блоге есть статьи про физкультуру? Она мне роднее даже, чем чтение.
Ольга, а где вы пропали? Ждем новых постов!
ОтветитьУдалитьТанечка,
Удалитья пропала. Можно было бы написать уже сто пятьдесят постов, но... спать-есть некогда:) Писательское вдохновение приходится запихивать периодически под тяжелый пресс, чтоб не вылезало. Даже подписки читаю по диагонали и не комментирую.
Появлюсь.
Большой привет!